Ещё один склеп-крипта находится на кл. ''Sesavas'', возле лютеранской церкви. Надпись на прекрасно сохранившемся металлическом кресте гласит, что там погребены Marija Elizabeth von Medem (урожд. графиня von der Pahleu,
18.09.1778 – 04.04.1837) и её супруг Johann Friedrith Reihsgraf von Medem (24.08.1763 – 07.03.1838).
Граф больше известен под именем Жанно Медем, брат последней Курляндской герцогини Доротеи. Это именно при нём происходило строительство Элейского дворца и ''villa Medem'' в Елгаве.
Архитектурно этот склеп и прост и помпезен одновременно. Весь ансамбль занимает площадь никак не менее 200 м2, хотя земляная насыпь непосредственно над усыпальницей укладывается в пределы 10х10м. Холм находится выше уровня окружающей почвы не менее, чем на полтора метра. Если и половой настил крипты уходит ниже уровня окружающей почвы, то расчётная высота потолка никак не менее 1,5 метров. А значит крипта архитектурно предназначена для посещений. И значит у неё должен быть вход.
С восточной стороны к склону земляной насыпи под углом 60 град. прислонена массивная плита из шведского известняка с прекрасно сохранившимся горельефным изображением родового герба графов Медем. Если герб был установлен в соответствующие строительству крипты сроки, то остаётся только удивляться качеству его сохранности и долговечности материала, из которого он сделан. Ведь известняк является осадочной породой, пусть даже и хемогенного происхождения. При обработке он мягок настолько, что его больше режут, точат и пилят, чем колют. А использовать его можно, как оказывается, сотни лет. Даже в наших погодных условиях.
Что касается художественной ценности самого изделия, то понятно, что заказчик обращался к солидному изготовителю и получил солидный результат. Наверняка это изделие было привезено в Курляндию из Западной Европы уже в готовом виде и установлено в специально подготовленное место. И скорее всего там и находится вход в крипту.
Лихолетье мировых войн и революций не обошли стороной ни представителей рода Медемов ни их фамильные захоронения.
Эта крипта так же была разорена, хотя и на удивление осторожно. Гробокопатели проникли внутрь помещения через потолок, проломив небольшое отверстие в арке кирпичного свода. Причём настолько небольшое, что пролезть через него взрослый мужчина в одежде, скорее всего, не смог бы.
Постепенно через это отверстие вместе с осадками в крипту осыпалось довольно много почвы и если заглянуть внутрь, посветив фонариком, никаких гробов увидеть не удастся. Только мусор и человеческие кости. Причём не факт, что графские.
Что я имею ввиду. В 30-х годах прошлого века, на волне подъёма национального самосознания латышей, из Латвии на историческую родину уехало огромное количество представителей прибалтийского дворянства. Многие уезжали навсегда, получив от государства некоторую денежную компенсацию за оставляемое в Латвии недвижимое имущество. При этом вполне возможно, что при желании и прах предков тоже подлежал вывозу. Если господа действительно были благородны в своих помыслах, то возможно и прах своих предков бросать на разорение и осквернение они бы не стали. И что помешало бы отодвинуть плиту-герб и забрать останки с собой? Тем более, что они там до сих пор лежат навиду. И возможно так и было сделано. А если нет, то вопрос о особом ''благородстве'' повисает в воздухе...
А если так и было сделано, то и никаких гробов там быть не должно. Поэтому и лазить взрослым мужчинам туда смысла нет никакого, достаточно просто посмотреть. Тогда вопрос: а чьи кости? И почему они лежат не под, а на накопившемся мусоре? Тогда ответ: чьи-то, всё-таки кладбище.
И, пожалуй, последнее. Выглядит так, что при всей масштабности строения расчитана крипта, всё-таки, была на захоронение только двоих представителей семейства фон Медем.
О чём говорит и только один памятник-крест наверху земляной насыпи. Мужу и Жене.
Atjaunots 18. decembris 2023