Уроженец Лифляндии – писатель и публицист немецкого происхождения Гарлиб Гельвиг Меркель (1769-1850) – для латвийской истории фигура заметная. Его вспоминают как убеждённого борца за отмену крепостного права в Прибалтике, писателя, гуманиста и просветителя. При этом, будучи сыном лютеранского священника и выходцем из привилегированного сословия, вынужден был вступить в откровенное противостояние с носителями этих привилегий, что лично для него обернулось необходимостью 10-летней ''эмиграции'' в Германию.
Был непримиримым и последовательным противником захватнической политики Наполеона Бонапарта во время всей политической и военной карьеры последнего. Вторжение в Российскую империю изначально считал фатальной ошибкой для французов, сравнивания её с проникновением в логово льва, откуда возможно спастись лишь только позорным бегством.
По мере сил участвовал в противостоянии Наполеону с позиций агитационно-пропагандистских, составляя и публикуя воззвания и к мирному населению и к воюющим по разным сторонам воинам. Причём по оценке генерал-губернатора прибалтийских провинций маркиза Ф. О. Паулуччи преуспел в этом настолько, что оказал в этом России бо́льшую услугу, чем корпус''... в 20 тыс. чел.''.
После возвращения в Лифляндскую губернию продолжал выступать за облегчение условий жизни крестьян вплоть до отмены крепостничества в Прибалтике. При этом считал необходимым наделить освобождённых крестьян землёй, сохранив таким образом понятный и принимаемый крестьянами образ жизни.
По своему мировоззрению являлся идеологом либерального дворянства, доказывая, что именно дворянству в первую очередь и выгодно освобождение крепостных. Обосновывал необходимость своевременных реформ как средства предотвращения социальных катаклизмов, предрекая, что в случае ''...общего восстания ни одна немецкая нога не уйдёт отсюда''. И будучи масоном, в своих доводах и убеждениях во многом был схож со своим современником, лифляндским дворянином и просветителем, графом Меллином (см. ''Статьи из Журнал'').
Получив в основном домашнее образование, кроме родного немецкого хорошо знал французский, итальянский и латинский языки, постоянно занимался самообразованием и расширением собственного кругозора. Был лично знаком с выдающимися либеральными мыслителями того времени: Гердером, Гёте, Шиллером, Шлецером. Состоял в переписке с прусской королевой Луизой и Руссо. Пользовался покровительством императрицы Екатерины II и императора Александра I.
Анализируя просветительскую деятельность Г. Меркеля нельзя не признать, что будучи выходцем из немецкой национальной среды, он и был немецким национальным просветителем. Его деятельность в прямом смысле была направлена на просвещение немцев, но никак не латышей. Не встречается даже ни одного упоминания о его отношении к латышскому языку, которого он скорее всего не знал вовсе. Его оценки качеств, присущих латышам как народу, весьма резки и нелицеприятны, а обращения к немецкой аристократии, по сути, сводились к следующему – сильный и умный не должен обижать пребывающих в слабости и неразумении. Причём по самым разным причинам.
Понятно, что услышать это обращение могли только те, кто был способен воспринимать подобные идеи. Подавляющее большинство оставались глухи и даже агрессивны. А видя, что в попытках доказать свою правоту Меркель обращается за поддержкой к российской имперской власти, за ним укрепилась репутация ''русского льстеца'' и предателя ''немецких'' интересов. Вплоть до обструкции и забвения в последнее десятилетие его жизни...
Но это уже в 1840-х годах. А вернувшись в Ригу после 10-ти летнего отсутствия в 1807 г. женился на вдове Доротее Вильгельмине Германн, в первом браке Дорндофф (1779-1853). В 1808 г. чета поселилась в усадьбе Депкинсгоф (ныне усадьба Рамавас в Катлакалнсе), где Меркель прожил вплоть до своей смерти. При этом существует упоминание, что все эти годы Г. Меркель был владельцем этой усадьбы. Однако во всех его жизнеописаниях нет и намёка на то, как ему удалось стать таким зажиточным бюргером. Поэтому логично предположить, что усадьба была получена в виде приданного невесты.
Вообще семейной жизни просветителя исследователи внимания не уделяют абсолютно никакого. Вот что нам удалось найти из самых разных источников.
В браке родилось трое детей:
- дочь Юлиана Ернестина Амалия Меркель, по мужу Леман (1808-1887 гг.). Вышла замуж в 1839 г., муж был врач и в последние годы они жили в России. Оба похоронены на кладбище подмосковного села Комягино.
- сын Адольф Меркель (1813-1830 гг.). Родился и умер в Риге.
- сын Альбрехт Эрнст Эмиль Меркель (1810-1863 гг.). Врач и публицист. В 1855-1863 гг. практиковал в г. Кемер (ныне Кемери). Возможно, что похоронен там же или в Риге.
На момент женитьбы у его супруги от первого брака уже было трое детей:
- дочь Каролина Вильгельмина Дорндофф (1799-...).
- сын Карл Вильгельм Дорндофф (1801-...).
- дочь Юлия Аугуста Дорндофф (1802-...).
Итак, в 1850 г. ещё оставалась жива его вдова. Однако нет никакой информации о том, что рядом с Г. Меркелем похоронен ещё кто-то из его близких – памятник предназначен только ему. Может быть через 19 лет после его смерти и 16 лет после смерти его жены место их захоронения продолжало оставаться не благоустроенным, без надгробия? И именно поэтому Рижское Латышское общество организовало это благоустройство, но о жене просветителя не побеспокоились? Но тогда получается, что все их дети не смогли (или не захотели) вложить средства в увековечивание памяти своего отца и отчима, а может быть и даже обоих своих родителей (если жена всё же похоронена рядом)? Или жена не захотела быть упокоенной рядом с мужчиной, взявшей её замуж с тремя детьми и родившем вместе с ней ещё троих и воспитав всех шестерых? Или тот её ребёнок, с которым она доживала свои последние годы, не счёл нужным выполнить её последнюю волю и похоронить мать рядом с отцом и не обратил при этом внимание на мнение остальных братьев-сестёр? Или вся его семья встала на сторону тех, кто считал Меркеля изгоем и отщепенцем?
Генеалогическое древо рода Меркель известно достаточно хорошо для того, чтобы проследить путь потомков Гарлиба Гельвига вплоть до начала II мировой войны и убедиться, что судьбы большинства из них оставались связаны с Ригой. Но, как оказалось, не со своим знаменитым предком.
Место упокоения Гарлиба Меркеля, благоустроенное и оформленное в современном виде усилиями Рижского Латышского Общества к 100-летию его рождения, никакого ответа на этот вопрос не даёт. Установленный по этому поводу памятник представляет из себя самый простой и не дорогой вариант памятника из всех возможных солидных памятных знаков. Он в десятки раз дешевле любого полированного каменного креста из установленных вокруг. Роль постамента так же выполняет местный полевой гранитный валун, которому придали более-менее правильную четырёхгранную форму. Памятник-валун грубо, с использованием очень толстого растворного шва, закреплён на поверхности постамента и в него вмурована литая чугунная табличка с надписью на латышском языке в правописании второй половины XIX века:
21 Октября 1769 - 27 Апреля 1860
Установлен Рижским Латышским обществом
в память от благодарных Латышей
21 Октября 1869
Бросаются в глаза две ''подробности''. Во-первых ''Латыши'' обращаются к кому-то/чему-то инородному, постороннему, существовавшему в ''иной'', не латышской, среде и реальности. Хотя на момент своей активной общественной деятельности Гарлиб Меркель, как и латышские крестьяне, был подданным Российской империи и жил вместе с ними в одной и той же Лифляндской губернии.
А во-вторых на именной табличке дата смерти гуманиста, которому так благодарны ''Латыши'', указана с шибкой на 10 лет и умер Г. Меркель 27.04.1850 г. Эта ошибка, кстати, породила множество повторений невнимательных исследователей и интернет пестрит такими копированиями. При этом напомню ещё раз, что на самом деле памятник, а тем более только сама табличка, стоили денег вполне ''разумных'' и её замена и тогда и в наше время – вопрос просто никакой. Было бы желание... И, кстати, с точки зрения технологии изготовления таких табличек и с точки зрения работы с клиентом-заказчиком: если бы в написании даты ошибся изготовитель, то и переделка была бы за его счёт. А так, видимо, ошиблись заказчики, но исправлять ошибку не стали. Даже от имени всех благодарных ''Латышей''. И даже на 250-летие со дня его рождения, хотя дата эта реально отмечалась современными носителями национальных ценностей... (см. Статья из СМИ).
Ещё один момент касается событий, происходящих возле самого памятника. Присмотритесь к предоставленным нами фотографиям – среди них есть фото маленького бюстика Наполеона Бонапарта и монет 90-ста евроцентов. И то и другое запечатлено на фоне памятника, возле самого постамента. А теперь поставьте себя на место того, кто эти предметы туда принёс и задайтесь простым вопросом – зачем? Ведь просто так такое и не придумаешь... Всё-таки 90 центов деньги довольно большие, чтобы их бесцельно бросить под ноги – чтобы когда-нибудь ещё сюда вернуться. А про отношение Г. Меркеля к личности Наполеона I можно узнать только внимательно изучив творческий путь публициста, а так же сравнив годы их рождения и портретные изображения в схожем возрасте. Но таких желающих сейчас можно по пальцам одной руки пересчитать. А ведь для этого нужно ещё и специально на это кладбище приехать... Загадка.
Но если посмотреть вокруг то первое, что бросается в глаза при входе на ''Katlakalna'' kapi, это граффити на стенах автобусной остановки. Сразу видно, что автор (авторы) старался, красок и времени не жалел. И в эзотерике такое место, расположенное между зданием церкви и кладбищем, скорее всего будет называться ''рабочим'' или ''местом силы''. И, возможно, как-то это касается и могилы Гарлиба Гельвига Меркеля.
Статьи из СМИ (нажмите)
- Меркель, Готлиб - читать больше
- Меркель, Гарлиб - читать больше
- Тайны старинного надгробия или загадочный доктор Карл Леман в Комягине - читать больше
- Биография Меркель Гарлиб - читать больше
- МЕРКЕЛЬ Гарлиб Гельвиг (1769–1850), латышский просветитель, философ, литератор, издатель - читать больше
Дата публикации 23.12.2019
Atjaunots 24. janvāris 2022