Род баронов фон Вульф известен с начала XVII в., когда Георгий-Фридрих Вильковский (1594- 1642), польский полковник, вследствии несчастной дуэли выехал в Швецию и принял там созвучную, на немецкий манер, фамилию Вульф. В 1704 г. повелением шведского короля Карла XII основатель балтийской линии рода Йоханн Вульф (1663-1748) возведён в ранг лифляндских помещиков. Один из его потомков, Карл-Фридрих фон Вульф (1720-1790) произведён при императрице Екатерине II в генерал-аншефы от артиллерии, отдав службе в Российской армии 58 лет жизни и дослужившись до уровня второго по старшенству офицера в этом роде войск.
До наших дней дошла информация о том, что Гауйиене стало собственностью рода Вульфов в 1818г. Усадебный комплекс зданий начали строить в 1830г. при первом владельце, бароне Адольфе Генрихе фон Вульфе (1765-1843, лат. Ādolfs Heinrihs fon Vulfs / нем. Adolf Heinrih Baron von Wulf). Унаследовавший отцовское состояние Юлиус Волдемар фон Вульф (1809-1872, лат.Jūliuss Voldemārs fon Vulfs / нем.Julius Woldemar Baron von Wulf) в 1848-1850гг. строительство закончил. А в руки последнего владельца – Волдемара фон Вульфа (1866-1924, (лат. Voldemārs fon Vulfs / нем. Woldemar Baron von Wulf) поместье перешло после смерти матери в 1904 г.
В 1920г., в результате земельной реформы дворец и прилегающие к нему здания были реквизированы в пользу государства и по сей день используются для общественных нужд. Поэтому многое оказалось разрушенным и утерянным. И среди невосполнимых уже утрат находится родовая усыпальница фон Вульфов, построенная в 1872 г. по распоряжению Шарлотты фон Вульф, вдовы Юлиуса фон Вульфа, погибшего во время охоты, проводившейся в окрестностях Висбадена в Пруссии. Его забальзамированное тело привезли в родовое поместье и 7 сентября 1872 г. поместили в специально выстроенный и освящённый по этому случаю склеп.
(А теперь комментарий от составителей статьи. Вся информация о строительстве усыпальницы взята из интернета. Но обследовав остатки строения, особенно ту часть, где находится крипта, у нас возникли большие сомнения в её правдивости. И наиболее логичным вариантом хода событий мы считаем строительство склепа в течении 3-х, а то и 4-х лет. Плюс подготовка проекта, кованных и деревянных деталей интерьера и непосредственно места строительства. Так что скорее всего строительство велось под управлением самого Юлиуса фон Вульфа, а вот окончанием работ, возможно, руководила его жена. Хотя при наличии двух сыновей-наследников это весьма маловероятно. Если только они были в отъезде, а управляющий строительными работами формально подчинялся вдове бывшего хозяина усадьбы, которой на тот момент было 45 лет).
Через 32 года там же похоронили и саму Шарлотту (1827-1904, лат. Šarlote fon Vulfa / нем. Charlotte von Wulf, geb.von Reutern, младшая дочь живописца Герхарда фон Рейтерна). Может быть стоит упомянуть, что через Шарлотту (Лотту) фон Вульфы находились в кровном родстве с прославленным поэтом В.А. Жуковским (1783-1852), многими представителями военного и государственного управления России и даже действующим на момент описываемых нами событий (1862-1878гг.) министром финансов Российской империи и будущим (1881-1887гг.) председателем комитета министров Российской империи графом М.Х. Рейтерном (1820-1890). Её двоюродным братом.
По сохранившимся стенам и деталям интерьера склепа понятно, что это было четырёхугольное, увенчанное куполом здание, сориентированное входом в сторону находящегося на расстоянии около километра гауйиенского дворца. Сам склеп задуман как составная часть дворцового комплекса и был соединён с усадьбой прямой как стрела дорогой, по которой вполне могла проехать запряжённая парой лошадей конная повозка. Эта дорога пролегает через существующую ныне лесопарковую зону, с другой стороны которой расположено кладбище Гауйиене. Судя по датам первых захоронений кладбище возникло намного раньше, чем была построена родовая усыпальница фон Вульфов. По крайней мере в стену домика кладбищенского сторожа вмурована каменная табличка с обозначением даты ''1884'', на самом кладбище находится пямятный указатель с датой ''1844'', а на крестах читаются даты 1850-х годов. Однако, по существовавшей в те времена традиции, ''богам''-помещикам не пристало позволять простолюдинам прикасаться к своей, божественной, жизни. Равно как и к смерти.
И это при том, что знающий и удачливый помещик-землевладелец Юлиус фон Вульф, имевший юридическое образование, вполне разумно строил свои взаимоотношения с жившими вокруг него освобождёнными от крепостной зависимости крестьянами. В 1860-х годах в каждой волости построил школы, платил работавшим там учителям, пригласил на работу врача...
Для сравнения. Наследники Адольфа Генриха фон Вулфа получили после его смерти имущества, оцененного в 1 251 600 серебрянных рублей. Главный наследник Юлиус фон Вульф получил 12 поместий из 25, оцененных в 530600 рублей серебром. Но в результате он сумел настолько приумножить своё состояние, что его старший сын Адольф Герхард фон Вульф (1857-1904, лат. Ādolfs Gerhards fon Vulfs / нем. Adolf Gerhard Boris Emil Baron von Wulf) построил себе охотничий замок в Цесвайне, вложив в строительство уже 3 000 000 золотом. При этом ничуть не изменив привычный и весьма расточительный образ жизни.
А младший сын Волдемар, наследовавший дворец в Гауйиене, уверенно влиял на жизнь окружавших его поместье волостей. А потеряв в результате земельной реформы 1920 г. практически всю свою собственность, навсегда покинул Латвию и умер в 1924 г. на земле своих предков – в Висбадене.
За оставленную государству собственность барон получил некоторую денежную компенсацию. Хотя если судить судить по размаху из солидности дворцового комплекса по сравнению с потерянным барон получил крохи...
Начало лесной части дороги, соединяющей склеп с дворцом, было обозначено величественными кованными воротами, опиравшимися на не менее основательные каменные столбы,выполненные из серого карьерного гранита. А так как в Латвии карьерного гранита никогда не добывали, следовательно материал был привозным. И скорее всего из Скандинавии или севера России.
То, что сейчас выполняет функцию ворот – это новодел, жалкий по сравнению с тем, что там находилось изначально. Фотографий 20-30-х годов нам найти пока не удалось, но каменные основания с металлическими направляющими для ворот и калиток просто поражают своей монументальностью. К тому же на столбах ворот, судя по всему, ранее находились некие элементы украшений. Но сейчас эти навершия отсутствуют.. Право, бароны фон Вульф собирались править в этих местах вечно...
Далее дорога к склепу проходит через зону лесопарка, в котором многие деревья претендуют на статус охраняемых государством. Огромные вековые сосны, величественные ели,клёны, липы... Уже несколько лет самоуправление проводит в лесопарке некие работы и выглядит всё вокруг одновременно и заросшим и ухоженным... И оставляет приятное впечатление подобающей такому месту тишины..
Причём и сейчас, через 149 лет после постройки, видно, что дорога к усыпальнице, ведущая от ворот дворцовой изгороди, проходящая через поселок, затем через лесную часть дороги с верхних этажей дворца просматриваются очень хорошо. И в конце этого пути вполне чётко можно было рассмотреть сам склеп.
Склеп имеет прямоугольную форму фундамента, размером 8х12 метров, вытянутого поперёк дороги, ведущей к дворцу. При этом в стенах имелось двое массивных дубовых дверей, позволявших пройти через склеп насквозь. И вполне можно представить себе, как, в случае необходимости, при открытых настеж дверях внутри зала устанавливался гроб с телом покойного для длительного хранения. А уж затем, после проведения необходимых подготовительных работ, гроб переносился на постоянное место нахождения. Таких мест было как минимум два, но об этом чуть позже.
Высокие, арочного типа окна склепа находились справа и слева от главной входной двери. Рамы были сделаны из дуба, причём так качественно, что и через десятилетия разрухи и атмосферного воздействия сохраняют свою прочность. А скобы, петли и шурупы, изготовленные из бронзы, от времени не пострадали вовсе.
При этом в углах помещения возле окон сохранились весьма объёмные ниши, ранее, видимо, вмещавшие в себя некие скульптуры. Сейчас остаётся только гадать, что эти скульптуры из себя представляли. Но в диаметре они могли быть до 60-70 см, а по высоте – до 2-х метров, без учёта постамента. Семейство фон Вульф исповедовало лютеранство, а значит скорее всего речь могла идти о изображении ангелов. Хотя как знать...
Сам склеп использовался как составная часть культового места благородного семейства фон Вульф. И, видимо, в первую очередь для самых близких родственников. И в нём, по всей видимости, останки покойного сохранялись до момента погребения на площадке погребального комплекса. И тогда понятно назначение вторых дверей.
И вполне можно предположить, что происходило всё следующим образом.
Когда возникала такая необходимость саркофаг с телом (или массивный дубовый гроб; или гроб вложенный во внешний гроб..) через главные двери вносился в склеп и оставлялся там на хранение до дня погребения. При этом уже вполне возможно было начинать проводить всенощные чтения молитв и некие дневные службы. Назначалась дата погребения и ожидалось прибытие провожающих и членов семейства. А в те годы это занимало немало времени!..
Одновременно на площадке за склепом подготавливалась специальная крипта – могила с выстроенными из кирпича или камня стенами, отделяющими гроб с телом от почвы вокруг могилы. Если это строительство производилось с учётом необходимой гидроизоляции, то находящийся там в дальнейшем гроб десятки, а то и сотни лет мог пребывать в сохранности. Ведь, как известно, дуб и осина от сырости почти не гниют.
Гроб с телом опускали в могилу, а сверху крипту герметично закрывали каменной плитой или арочным куполом из камней или кирпичей, заштукатуривая стыковочные швы для возможно лучшей гидроизоляции. И после всего крипта засыпалась неким слоем почвы, на котором вполне могли расти травянистые растения.
И вот площадка за склепом и предназначалась именно для этих нужд. И если планировалось, что гроб с телом остаётся в этом месте навсегда, то поступали именно так.
Сама площадка для захоронений занимает не менее 200 м2 и так же как и фундамент склепа приподнята над общим уровнем почвы не менее, чем на 60-70 см. По углам территории были высажены четыре дуба, из которых один всё-таки погиб. А пространство между дубами заняли туевыми деревьями. Те из них, которые сохранились до наших дней, выглядят весьма впечатляюще...
А если через какое-то время планировалось останки извлечь и перенести в другое место, то после отпевания гроб из склепа выносился и помещался в подвал-крипту, на любое время хранения.
Вход в крипту склепа находится слева от главных входных дверей, ниже уровня почвы. И ранее закрывался двустворчатыми дубовыми дверьми, размещёнными изнутри. Почему дубовыми? А как и все остальные деревянные части конструкции склепа. Фон Вульфы слыли ценителями прекрасного и на роскоши не экономили...
При этом странно, но выглядит так, что с внешней стороны над входом в крипту был размещён некий козырёк, призванный оградить углубление, в котором находились двери в подвал, от затекания воды во время сильных дождей. И от этого козырька остался явственно заметный след на кирпичной кладке. А вот как он там размещался —не понятно. Ведь в этом месте к каплице примыкала ещё и мощная кладбищенская стена, ограждавшая комплекс от окружающего мира. А на имеющихся архивных фото рассмотреть этих подробностей не удаётся...
Заметно, что в советское время предпринималась попытка усыпальницу уничтожить. Как видно на сохранившихся фото 30-х годов прошлого века, от былого великолепия практически ничего не осталось – исчез купол усыпальницы, полуколонны перед входными и выходными дверями каплицы, весь арочный потолок здания... Уничтожен капитальный, не менее чем 2-метровый, кирпичный забор вокруг площадки для захоронений. Полностью уничтожены памятники... Причём всё это не только разрушено, но и полностью вывезено – вокруг некогда существовавшего погребального комплекса никакого строительного мусора не заметно. Наверняка, для производства этих работ была задействована тяжёлая техника, так что не понятно, почему эти работы не были доведены до логического конца.. Ведь оставалось самое простое – взорвать и таким образом обрушить крипту склепа. Но делать этого, почему-то, не стали... Так и стоят развалины, ожидая своей – теперь уже неминуемой – участи. Полного забвения...
Статьи из СМИ (нажмите)
- Gaujienas muižas īpašnieku fon Vulfu dzimtas kapliča - читать больше
- Gaujienas muižas īpašnieku fon Vulfu dzimtas kapliča - читать больше
- Gaujiena. Fon Vulfu dzimtas kapenes - читать больше
- Gaujiena. Fon Vulfu dzimtas kapenes - читать больше
- Gaujienas muižas īpašnieku fon Vulfu dzimtas kapliča - читать больше
- Gaujienas muižas īpašnieku fon Vulfu dzimtas kapliča - читать больше
Дата обновления 29. декабря 2023