К 80 - летию со дня смерти
Будущий дважды Президент родился в Земгале, недалеко от Добеле, в зажиточной семье владельца усадьбы ''Ergļi'' и одновременно волостного писаря Екабса Квиесис (лат. Jēkabs Kviesis / 1854-1934). Причём родословие удаётся проследить от семьи прадеда, Юриса & Дарты Квиесис (лат. Juris & Dārta Kviesis). А вот про его мать информация в генеалогическом древе странным образом не указана. Кроме того, что в девичестве её фамилия была Гайлис (лат. Gailis), а бабушка по матери до замужества носила фамилию Берг ( лат. Bergs).
Был единственным ребёнком в семье и очень похоже, что воспитывался именно отцом, обеспечившим сыну хорошее образование. Программу начальной школы изучал с помощью приглашённого домашнего учителя, а затем в 1894 -1902гг. учился в губернской гимназии в Елгаве. После чего вплоть до 1907г. продолжал образование на юридическом факультете Тартуского университета, а с 1912г. занялся самостоятельной адвокатской практикой в Елгаве.
Являлся активным общественным деятелем, принимал участие в работе Елгавского латышского общества, стал заметной фигурой в городе. А в 1909г. женился на Эльзе Заде (лат. Elza Alise Lonija Kviesis /dz.Zade/ 22.07.1887-20.02.1962 ), дочери крупного митавского промышленника, владельца завода по производству сельхозмашин Оскара Заде (лат. Oskars Bernhards Zade (Sade) 17.02.1854-11.11.1930 ).
Активно занимался общественной деятельностью и во время I мировой войны, участвуя в работе Красного креста и различных Комитетах по оказании помощи латвийским беженцам. Как дипломированный юрист был весьма востребован во время становления независимого Латвийского государства и занявшись политической деятельностью избирался депутатом трёх созывов Сейма, а в 1921-1923гг. был министром внутренних дел в правительстве З.А.Мейеровицса. В 1927г. уступил в конкурентной борьбе на президентских выборах Густавсу Земгалсу (лат. Gustavs Zemgals / 1871-1939 ), но в 1930г. избран президентом Латвийской республики.
А вот после построения столь блистательной карьеры случилось то, о чём современные историки и политики предпочитают умалчивать. А именно: на высшем государственном посту А.Квиесис проявил себя как самый слабый и безынициативный Президент за всю историю существования этой должности. За 6 лет он ни разу не созывал внеочередных заседаний правительства, ни разу не подал и не отправил на доработку ни одного законодательного акта. И нам пока не удалось найти информации о том, воспользовался ли он президентским правом помилования осуждённых.
Но что значительно хуже. А.Квиесис грубо нарушил свою Клятву Президента и не выступил гарантом Конституции при государственном перевороте в мае 1934г. Что позволило узаконить приход к власти Карлиса Улманиса (лат. Kārlis Augusts Vilhelms Ulmanis / 1877-1942 ), занявшего впоследствии этот высший государственный пост.
При описанию тех событий выясняется, что после того как К.Улманис лично сообщил ему о государственном перевороте, А.Квиесис поинтересовался о сохранении своего жилья и материального обеспечения. И получив утвердительный ответ продолжил ещё два года исполнять обязанности президента Латвии.
Но у этой истории есть ещё и другая сторона. Ведь на должность Президента кандидатуру выбирает и утверждает Сейм Латвии. И получается, что раз Сейм дважды избирал А.Квиесиса на высший государственный пост, то большинство депутатов высшего органа власти такое отношение Президента к своим обязанностям вполне устраивало. Что наглядно показывает истинную причину стремления во власть абсолютного большинства политиков всех времён.
После ухода в отставку в 1936г. с ежемесячным содержанием в 60% от зарплаты Президента ( а на тот момент это составило 1213 латов ) А.Квиесис не побрезговал занять должность директора Слокского целлюлозно-бумажного комбината ( с окладом около 2000 в месяц). А так же занял пост члена правления А/О ''Kvadrats''.
После присоединения Латвии к Советской Союзу А.Квиесис оставался в Латвии, но никакой опасности для него и его семьи не возникало. Вплоть до 14 июня 1941г., когда, якобы, избегая ареста он с женой и сыновьями спрятался в доме лесника в Терветском лесу. А уже после прихода немецких войск вернулся в свой сельский дом недалеко от Тервете.
После окончания боёв перебрался в Ригу и вновь занялся юридической практикой, уже с 1942г. поступив на службу в Генеральную дирекцию юстиции местного самоуправления. Которую возглавил в марте 1943г. и до января 1944г. занимал должность генерального директора Дирекции юстиции на территории Латвии. Став наиболее титулованным коллаборационистом в истории буржуазной Латвии.
Напомним, что 17 марта 1944г. в Латвии, в Риге, наиболее активными латышскоязычными сторонниками идеи сохранения латвийского государства был принят меморандум о необходимости немедленного восстановления фактического суверенитета Латвийской Республики и создания правительства Латвии. Все 188 представителей латвийской интеллигенции, находившихся в это время на территории Латвии, сами были абсолютными коллаборационистами, сотрудничавшими с оккупационными властями фашистской Германии. Но подпись А.Квиесиса там отсутствует. Из чего можно сделать вывод, что либо дважды Президент не счёл нужным компрометировать себя участием в подобной деятельности; либо не считал нужным никакое восстановление латвийской государственности; либо просто не получил приглашения со стороны оргкомитета. Но в любом случае факт его неучастия весьма красноречиво характеризует А.Квиесиса на предмет его патриотического отношения к Латвийскому государству.
См. большеУшёл со службы, видимо, по причине обострения сердечной недостаточности. Отчего и умер при попытке покинуть Латвию 9 августа 1944г.
Собирая информацию о месте захоронения А. Квиесиса мы выяснили, что он являлся самым непопулярным президентом Латвии за всю историю существования этой должности. И как оказалось, независимое Латвийское государство не оказало почти никаких действий для увековечения его памяти. А события, судя по всему, происходили следующим образом:
После скоропостижной смерти А.Квиесиса на борту парохода ''Monte Rosa'' отплытие парохода было задержано, а его тело было спущено на берег. При этом все члены его семьи уплыли на этом же пароходе в Германию. А непосредственно организацией и проведением погребения занимались некие, ещё действовавшие на тот момент, коллаборационистские и интендантские службы. В противном случае тело не удалось бы похоронить на столь престижном месте главного кладбища Латвии.
Мы не нашли никакой информации о том, чтобы кто-то из его родственников приезжал в Латвию в советский период её существования. Его вдова, Эльза Квиесис, умерла и похоронена в Австралии, в г. Перт, штат Западная Австралия. Куда переехала в 1949г. вместе с семьёй сына Эрика, занимавшегося юриспруденцией и ставшего в дальнейшем активным общественным деятелем латвийской эмиграции.
А сын Виктор, родившийся в Елгаве (лат. Viktors Sergejs Kviesis / 23.06.1911- 08.08.1980), известный музыкант, стал активным общественным деятелем латвийской эмиграции в Канаде. Проживал и похоронен в Онтарио.
Существует информация, что памятник на месте захоронения А. Квиесиса за собственный счёт установил активно работавший в 50-70-х годах на рижских кладбищах скульптор Эгонс Звирбулис (1907 -1986 ). При этом первоначальный текст эпитафии составлял только имя/фамилию и даты жизни. А сам материал, из которого сделан памятник, являет собой чёрный украинский гранит сорта ''габбро'', партию которого в то время завезли в Ригу и активно использовали при изготовлении памятников для деятелей управления партийного и советского аппарата, захороненных на кладбище Райниса.
Cм. большеНо версия c авторством памятника представляется нам нереальной. Ведь представьте сами, какие последствия для Э.Звирбулиса это должно было неминуемо повлечь после того, как подобная его ''самодеятельность'' получила бы огласку. А не получить её она просто не могла по самым разным причинам. И статья УК за АНТИСОВЕТСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, со всеми вытекающими последствиями для него и членов его семьи, ему была бы обеспечена.
И потому, как нам представляется, скорее всего к скульптору Э.Звирбулису неофициально обратились от имени действовавшей на тот момент советской власти те её представители, которые и сами в дальнейшем попали под репрессии за излишне националистические взгляды (а в истории Советской Латвии реально был такой период и такие события). По их ''молчаливому распоряжению'' ему был предоставлен материал для изготовления памятника, оборудование и необходимая техника, которая использовалась специально для подобных нужд. А после изготовления памятник, опять же с использованием государственных производственных и административных ресурсов, был установлен на нужном месте.
А вот дополнительная гравировка на памятнике появилась значительно позже, скорее всего уже после событий 1991 года. При этом отчётливо видно, что заказчики решили сэкономить и работы проводились на вертикально стоящем камне, без предварительного демонтажа. И вполне возможно, что текст – в связи с нестандартностью его гравировки – заранее согласовывался с живущими ныне за рубежом потомками семьи Квиесис.
А нестандартность гравировки заключается в использовании эпитафии-посвящения, выполненной на латыни. Мало того, что это далеко не самый распространённый в Латвии язык и практически никто не сможет понять смысл написанного без использования спецсредств. Но и не зная о жизни Эльзы невозможно оценить справедливость по отношению к ней выгравированного на камне изречения: '' ACTILA BORES JUCUNDI'' // ''ТРУД ПРИНОСИТ РАДОСТЬ''
И ещё одна любопытная деталь, связанная с особенностями именно рижского Лесного кладбища:
Весь кладбищенский комплекс представляет из себя ландшафтный парк, разбитый на площади в 85,5 га на ранее заросшей лесом территории с сохранением первоначального рельефа местности. И потому там пришлось специально оборудовать разновысокие площадки для захоронений, для чего на кладбище построено множество лестниц и стен. Так вот бетонная лестница, ведущая к месту захоронения А. Квиесиса, в денежном эквиваленте стоит намного дороже установленного ему памятника. И построена, без сомнения, так же за государственный счёт Латвийской Советской Социалистической Республики.
Другими словами увековечение памяти Президента буржуазной Латвии произошло ''руками'' Латвии советской.
20.12.2024
Atjaunots 13. janvāris 2025